среда, 15 июля 2015 г.

Даром преподаватели время со мною тратили

Вслед за обожаемой мной Curmudgeon’s Guide To Getting Ahead закончила читать книгу известного американского социолога Чарльза Мюррея Four Simple Truths for Bringing America’s Schools Back to Reality. Книга полностью посвящена проблемам образования в современной Америке. Мюррей предлагает нам несколько простых, на его взгляд, истин, которые мы должны принять, чтобы разобраться в том, что не так с современной системой образования. Надо отметить, что его работа и для Штатов является достаточно радикальной, а значит, для российской действительности она читается как научная фантастика. Тем не менее, высказываемые им мысли настолько верны, что хочу поделиться с вами кратким изложением его работы, тем более что на русском языке она вряд ли будет издана.

Первая мысль, которая уже сама по себе способна вызвать волну критики, заключается в том, что Бог не всех создал равными. Мюррей предлагает в качестве основы взять разработанную Гарднером теорию интеллекта, точнее различных его видов. 

Гарднер выделяет 6 различных видов интеллекта

а) лингвистический;

б) логико-математический;

в) пространственный;

г) музыкальный;

д) телесно-кинестетический и

е) личностный

Каждый человек обладает всеми видами интеллекта, однако в каждом из нас отдельный вид интеллекта имеет разную степень развития. Сочетание видов интеллекта с различными степенями развития и образуют индивидуальные способности человека.

Гарднер выделяет семь интеллектуальных способностей

Вербальный интеллект — способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющие речи (использование речи в различных ситуациях).

Музыкальный интеллект — способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра (качественных характеристик) звука.

Логико-математический интеллект — способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению.

Пространственный интеллект — способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы.

Телесно-кинестетический интеллект — способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами.

Внутриличностный интеллект — способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы.

Межличностный интеллект — способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.

По мнению Мюррея, и думаю, что мы согласимся с ним, для успешной учебы в школе требуется два вида интеллекта - логико-математический и пространственный. 

Какое следующее предположение делает Мюррей - он предлагает нам принять как факт то, что у более 70% учащихся логико-математический и пространственный интеллект не развит настолько высоко, чтобы иметь успешную академическую карьеру. Какой практический вывод мы можем сделать в отношении школы. Преподаватели большинства школ вынуждены каждый день тратить очень много сил и времени на то, чтобы дети, чей мозг не в состоянии осмыслить сложные геометрические задачи, поняли эти задачи. Что имеем в результате. Дети, у которых нет сложностей с освоением трудного материала, скучают и не используют свой мозг в полном объеме. Дети, кому этот материал сложен для понимания, испытывают мучения и вынуждены страдать, потому что их заставляют делать то, на что они не способны.

Это совершенно не значит, что эти дети глупы, и Мюррей много раз подчеркивает это. Это значит, что для них лучше выбрать успешную профессиональную карьеру (электрик, механик, парикмахер, повар, танцор и т.д.), чем пытаться всеми силами поступить хоть в какой-нибудь институт и получить диплом юриста. Диплом, который не позволит им достичь высокого уровня благосостояния, потому что на рынке труда они будут соревноваться с теми, кто получил диплом юриста в одном из самых лучших университетов страны и чей логико-математический интеллект развит сильнее, что позволит им лучше выполнять работу юриста. 

И это подводит Мюррея к размышлениям о том, насколько вообще важно получить высшее образование любой ценой. Он пишет, что в последнее время появилось очень много колледжей с откровенно слабой академической программой. Более того, часть колледжей намеренно снижает академические стандарты и изменяет свои образовательные программы в сторону упрощения с целью привлечения большего количества студентов, стремящихся к более легкой жизни в колледже. В результате на рынок труда выходит специалист, который вместо курса по эпической поэзии Средневековья прослушал курс об «эпическом кинематографе» на примере фильмов «Властелин колец», «Звездные войны», «Хроники Нарнии» и т.д.
Мюррей предлагает оставить сферу высшего образования тем, чьи логико-математические и пространственные виды интеллекта развиты настолько сильно, что позволяют им осваивать достаточно сложные университетские курсы. Он также призывает сократить сроки обучения по некоторым специальностям, которые не требует долго и серьезного изучения.

Чтобы избежать монополии Гарварда и MIT на рынке труда (ведь не секрет, что большинство HR менеджеров, просматривая резюме выпускников, выбирают тех, кто закончил более престижный вуз), Мюррей предлагает ввести стандартизированные экзамены по каждой специальности. Но не на базе вуза, а  независимые общенациональные экзамены, которые позволят отсеять тех, кто и в Гарварде ничего не делал, и помочь получить престижную работу тем, кто окончил менее престижный колледж, но хорошо разбирается в предмете. 

Возвращаясь к вопросу об экзамена, следует сказать, что сама книга, написанная в 2008 году, родилась из критики существующей на тот момент в Америке системы школьного образования, сложившейся после принятия в 2001 году закона «Ни одного отстающего ребенка» (No Child Left Behind). Система стандартизированных тестов как обязательная часть данной программы привела лишь к тому, что снизился уровень образования, так как все больше и больше школьных учителей вместо того чтобы преподавать сам предмет все отведенное на урок время готовят к сдаче теста, натаскивая учеников на решение конкретных задач. Помимо того что подобная ситуация приводит к тому, что те, кто поспособнее, скучают, не получают опыт решения сложных задач, не развиваются, а те, кто по слабее в академических дисциплинах все равно с большим трудом сдает тесты. Не случайно, сейчас в России происходит то же самое, что когда-то происходило в Америке. Школы вынуждены с каждым годом упрощать тесты и снижать минимальный балл необходимый для выдачи аттестатов. Стандартизированные тесты вместе с уравнительным подходом к способностям лишь сильнее обнажают тот разрыв в пресловутом IQ, который существует между академически сильными и слабыми. 

В заключении хочу лишь еще раз подчеркнуть, что Мюррей вовсе не убеждает нас перестать давать образование тем, кто, по его мнению, это образование не потянет. Его критика прежде всего направлена против такой системы школьного образования, в рамках которой перед учителями ставится задача учить всех на одинаковом уровне, что, в свою очередь, приводит к снижению качества самого преподавания как в школе, так и в высших учебных заведениях.




Комментариев нет:

Отправить комментарий