воскресенье, 23 ноября 2014 г.

Урок музыки

Как многие из вас, возможно, знают, сэр Пол Маккартни и Джордж Харрисон учились в одной школе. И в этой школе были уроки музыки. Однако за все годы их обучения в этой школе никто из учителей и не подозревал об их одаренности в этой сфере. Более того, уроки музыки - это то, что оба не любили и с трудом вспоминали о них. Как вспоминает сам сэр Пол, их в классе было где-то 13 ребят. Вначале урока учитель ставил пластинку с классической музыкой и на весь урок уходил курить в учительскую. Как только он выходил, ребята доставали карты и сигареты. В их памяти музыка - это урок игры в карты. За пару минут до конца урока учитель возвращался и спрашивал их, понравилась ли им пластинка. Они всегда отвечали: “Да, сэр!”. Урок заканчивался.

Я стала вспоминать, как проходили мои уроки музыки в школе. Начальную школу не помню вообще. Кажется, мы разучивали какие-то песенки. В средней школе я хорошо помню саму учительницу. Она была доброй, симпатичной женщиной, но на уроках ее всегда царил хаос. Она пыталась (весьма безуспешно) ставить нам отрывки из классической музыки более менее имеющей отношение к детям, например, “Петя и волк” Прокофьева. К Дню Победы мы разучивали победную песню. Ну и кажется, еще что-то разучивали. Общий итог этих уроков: вечная скука и желание похулиганить, ноль знаний классической музыки и ее тотальное непонимание вплоть до взрослого возраста. 

Мне кажется, успех большинства современных методик вроде “Детям об искусстве” или “Детям о музыке” строится на том, что детям прежде всего дают почувствовать, что у музыки бывает разный характер и она может рождать разные эмоции. 

В идеальной школе моей мечты уроки музыки проходят так: 
- Никаких парт!!! Можно сидеть на полу или на пуфике, или на подоконнике. Можно вообще не сидеть.
- Под каждый музыкальный отрывок предлагаются разные задания в зависимости от возраста детей:
можно просто двигаться так, как хочется двигать под эту музыку
можно пофантазировать на тему, какого цвета эта музыка, какую погоду мы представляем, саундтреком к какому жанровому фильму она могла бы стать
можно попытаться составить коллаж по мотивам музыкального отрывка
можно нарисовать картину
можно подобрать стихотворение
можно брать музыку разных стран и разных культур
можно изучать отдельно духовую музыку, электронную и т.д.
Идей ведь миллион!!!!

В этом и состоит музыкальное развитие, а не в разучивании песен и проговаривании биографий композиторов.

Про образование в музыкальных школах я вообще молчу. Это выдерживают, по-моему, только либо страстно увлеченные, либо дети родителей, чьей профессией является музыка. Остальные претерпевают это как временное мучение и после выпускного экзамена не притрагиваются к инструменту. Некоторые потом играют с идеей покупки цифрового пианино в период безработицы или декрета. Но общее ощущение такое, что все прошедшие музшколу вспоминают ее как страшный сон. И если бы только это. Наташа, мой учитель игры на пианино, говорит, что ей намного проще работать с теми взрослыми, кто не прошел музыкальную школу. У таких людей нет всех тех зажимов и ложных идей, насаженных в наших музыкальных классах. Откуда потом рождается такая убежденность, что нельзя научится играть, не проиграв все этюды Черни? Что-то мне подсказывает, что Сэр Пол Маккартни даже не прошел бы прослушивание при поступлении )))))

Комментариев нет:

Отправить комментарий