пятница, 28 ноября 2014 г.

умны не только логики ))))

Сегодня хочу предложить вам для обсуждения такую тему: какие занятия считать развивающими, а какие сдерживающими творческий потенциал ребенка. 

На днях наблюдала такую картину. Бабушка занимаемся с двухлетним внуком. Суть занятия состоит в следующем: ребенку предлагаются четыре разноцветных круга (красный, синий, желтый и зеленый) и по три маленьких кружочка соответствующих цветов. Ему нужно положить три кружочка каждого цвета на большой кружок соответствующего цвета, иными словами, три маленьких желтых положить на большой желтый, три маленьких красных - на большой красный и так далее. Когда ребенок пытался положить маленький синий на большой желтый, бабушка говорила: “Неправильно”.

В чем, на мой скромный взгляд, недостатки этого упражнения.
За предпосылку берется факт, что ребенок самостоятельно не может сообразить, что все желтые кружочки одинакового цвета. Мне кажется, что если речь не идет о врожденном дальтонизме, который не так уж часто случается, или о каком-либо другом нарушении мышления, каждый ребенок даже в год в состоянии отметить для себя, что все желтые предметы одинакового цвета. Он может не знать само название цвета и только.
Во-вторых, в этом упражнении сразу налагается запрет на эксперименты. Ребенку дается четкий посыл, что возможен только один вариант ответа, а все остальные решения неправильные. Но если допустить, что ребенок без нашей помощи в состоянии разобраться, что все предметы желтого цветы желты одинаково, то если уж работать с цветами, то развивать мышление ребенка в сторону того, как круто синий смотрится на желтом. А давай положим зеленый на красный и посмотрим, какие это чувства в нас рождает и т.д. Пытаться смешивать краски и пытаться понять те эмоции, которые рождает каждый новый оттенок.

Уже часто упоминаемый здесь сэр Кен Робинсон в своей монографии “Out of our minds”, собственно, как и в остальных своих работах, много пишет о том, что в современном обществе интеллект стал приравниваться только к одному типу мышления, а именно логическому типу мышления. Грубо говоря, логический тип мышления - это такой, для которого не составляет труда увидеть в море объектов, фактов и явлений определенные паттерны, провести аналогии и т.д. Именно на этом навыке строится тест на IQ. Однако, если разобраться, то данный тест не измеряет наш интеллект, а измеряет всего лишь степень или же полное отсутствие в человеке способности видеть логику в цепочке предметов. Я помню, как в школе не могла понять, почему для некоторых людей математика оставалась чем-то совершенно за гранью их понимания. И этих людей нельзя было назвать глупыми, потому что с другими предметами они прекрасно справлялись. Ответ на этот вопрос я узнала лет так пятнадцать спустя: логическое мышление в общем и способности к математике в частности - это врожденные навыки. Их нельзя развить, если их в принципе нет. Ребенка можно натаскать на выполнение определенного типа заданий, но они не будут даваться ему легко. 


А вот вопреки распространенному мнению умение рисовать, например, как и любой другой навык из творческой сферы, это то, что вполне себе поддается развитию и научению. И в развитие данного навыка имеет смысл вкладывать время и силы. Безусловно, не всякий умеющий рисовать вырастет и станет Дали или Пикассо, как и не каждый ребенок, наделенный логическим типом мышления, станет Энштейном. Но у Энштейна, как мы помним, не очень-то шли дела в школе. Более того, чтобы сделать то, что сделал Энштейн, необходим творческий взгляд на мир, который заставляет нас не искать ответы на старые вопросы, а задавать вопросы по-новому.

Комментариев нет:

Отправить комментарий