среда, 19 ноября 2014 г.

Креативность = умение рисовать?

Я бы хотела начать этот блог с книги Сэра Кена Робинсона «Призвание. Как найти то, для чего вы созданы и жить в своей стихии». Точнее сказать, я бы хотела поделиться с теми, кто еще не читал это замечательного автора, кратким пересказом одного из аспектов, затрагиваемых в его книгах и выступлениях.
Так сложилось, что в нашем сознании интеллект и креативность оказались двумя разными навыками, никак не связанными друг с другом. Во многом, это идет еще из школы, где математика и физика противопоставляются рисованию и музыке. По крайней мере так точно было в моей школе, где весь поток был поделен на три класса, и английская драма и театр преподавались только для гуманитариев.
Во время своих выступлений Кен Робинсон часто просит своих слушателей оценить свой интеллект по шкале от 1 до 10. Потом он просит всех оценить свой уровень креативности по той же шкале. Результаты, как правило, оказываются похожими. Те, кто в школе имели хорошие оценки по точным наукам, высоко оценивали свой интеллект. Те же, чьим любимым предметом были физкультура и рисование, никогда не ставили себе 8 или 9. И напротив, те, кто в школе не имели проблем с физикой и математикой и чья жизнь оказалась связана с финансами и юриспруденцией, (то есть все те, кто оценил свой интеллект на 8 или 9) оценивали свою креативность от 1 до 5. И, наоборот.
Однако интеллект и креативность намного более сложные понятия, связь между которыми не настолько прямолинейная. Я как раз-таки одна из тех, кто в школе обожал математику (особенно геометрию), химию и черчение, и у кого были трудности с написанием сочинений и кто совсем не умел и не умеет рисовать. И как следствие, я всегда оценивала свой интеллект высоко, а креативность низко. Однако цепочка откровений, произошедших со мной относительно недавно, выявила, что я очень креативный человек.
Подготовка к экзамену на английский сертификат показала, что для письменная часть экзамена, где за полтора часа нужно написать два сочинения, не составляет для меня никакой трудности. Я укладываюсь за час и могу писать практически на любые темы! А ролевые игры, в которые меня вовлекает мой сын, научили меня делать плиту из листа бумаги, пылесос из деталей легко и подзорную трубу из картона. Более того, преподавание английского маленьким детям – это та область, где без креативного мышления просто не выжить. Прошли те времена, когда дети сидели тихо и послушно записывали за учителем. Сейчас, если ты хочешь, чтобы ребенок тебя слушал, его нужно заинтересовать. Поэтому весь материал нужно подавать интересно. За интенсивный год работы с детьми я научилась придумывать игры (причем обязательно с лингвистическим контекстом) за полминуты.
Быть креативным не значит уметь рисовать и лепить. Человек, обладающим креативным мышлением, способен на любую проблему (будь то сложный конфликт по условиям контракта, необычные симптомы, не поддающиеся лечению, сложная строительная задача) взглянуть креативно и найти решение не среди уже готовых вариантов, предлагаемых учебниками и ВУЗами, а придумать новое.
Всем, кого заинтересовала эта тема, я рекомендую прочесть и посмотреть все, что вы найдете по тэгу Ken Robinson (Кен Робинсон). Собственно, сама биография этого человека уже предмет для размышлений.


Stay tuned!

Комментариев нет:

Отправить комментарий